Спустя три месяца после того, как Трамп стал президентом США, глава российского государства Владимир Путин отправил в Госдепартамент одного из своих дипломатов, чтобы доставить туда смелое предложение о полной нормализации американо-российских отношений во всех основных ветвях исполнительной власти.
Предложение, подробно изложенное в документе, оказавшемся в распоряжении BuzzFeed News, содержало призыв полностью восстановить дипломатические, военные и разведывательные каналы, заблокированные после российской интервенции в Украине и Сирии. Всеобъемлющий план перезагрузки был подан с амбициозным указанием даты начала нормализации: «немедленно».- К апрелю Андрей Крутских, высокопоставленный российский чиновник, курирующий кибербезопасность, должен был встретиться со своим американским коллегой для консультаций по «информационной безопасности».
- К маю обе страны провели бы «специальные консультации» на темы войны в Афганистане, ядерного соглашения с Ираном, «ситуации в Украине» и усилий по превращению «Корейского полуострова» в безъядерную зону.
- А ко времени первой встречи Путина и Трампа главы ЦРУ, ФБР, Совета национальной безопасности США и Пентагона повидались бы лицом к лицу со своими российскими коллегами, чтобы обсудить области взаимных интересов.
- Также предлагалось возродить целый ряд других каналов в военной сфере и дипломатии, созданных при «перезагрузке» во время первого срока Обамы.
Помимо описания пунктов, в которых Кремль хотел продвинуть двусторонние отношения, документ демонстрирует одно из неозвученных предположений Москвы – о том, что Трамп не разделяет негодования США по поводу предполагаемого вмешательства Москвы в выборы 2016 года и может согласиться на стремительное сближение.
«Тут просто-напросто игнорируется все, что спровоцировало ухудшение отношений, создается видимость того, что ни вмешательства в выборы, ни украинского кризиса вообще не было», – сказала, изучив документ, Анджела Стент, куратор темы России при администрации Джорджа У.Буша в Национальном совете по разведке США .....................Проталкивая план перезагрузки, Москва, по-видимому, недооценила политическое противодействие, с которым придется столкнуться администрация Трампа в случае запуска широкомасштабного сближения на фоне громких расследований ФБР и подозрений Конгресса о сговоре с Россией.
«Путин, похоже, не понимает, что Трамп не обладает полномочиями в такой степени, как он сам», – сказал Стивен Пайфер, эксперт из России в Институте Брукингса, – Сдержки и противовесы, специальные прокуроры и расследования Конгресса связали руки Трампа так, как это не могло бы произойти с Путиным». ................Высокопоставленный чиновник Госдепартамента признал, что первоначальные ожидания Москвы были нереалистичными. На июльской встрече Тиллерсона с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Гамбурге было подчеркнуто, что более широкого сближения невозможно без позитивных действий России в Украине, отметил чиновник.
По словам двух американских официальных представителей, стремление Москвы навязать проведение очередных двусторонних встреч временами раздражает сотрудников Госдепартамента. Например, в августе на саммите в Маниле Лавров по окончании двусторонней встречи с Тиллерсоном принялся рассказывать журналистам, что спецпредставитель США по Украине вскоре посетит Москву для обсуждения кризиса у Украине. Однако официальные лица США не согласились проводить переговоры в России, потребовав, чтобы они состоялись в другом месте. В конечном итоге американцы победили, и встреча прошла в столице Беларуси Минске. Несмотря на постигшие его разочарования, Кремль не утратил надежду на нормализацию отношений с США, хоть и грозится выгнать еще больше дипломатов и подать в суд на Вашингтонскую администрацию за изъятие дипломатических объектов. Однако Белый дом не особо требует, чтобы Пентагон или Госдепартамент взаимодействовали с Россией. А американский аппарат национальной безопасности, избегающий рисков, вряд ли двинется вперед по своей инициативе, тем более, что на высокие посты были назначены известные сторонники жесткого курса в отношении России.Пожалуй, самым безнадежным в российском проекте нормализации был призыв к обоим правительствам работать над «возобновлением и развитием взаимовыгодного сотрудничества в торговле и инвестиционной сфере». В июле Конгресс США принял постановление о новых экономических санкциях.
Предлагалось также «заново создать две двусторонние рабочие группы – по кибербезопасности и борьбе с терроризмом, изначально учрежденные в 2009 году». Пусть воссоздание двустороннего канала забуксовало – это все равно может сулить Москве нечто манящее: возможность предстать в образе глобальной державы, которая прямо конкурирует с американской стороной.